Волгоградский тракторный завод
Волгоградский тракторный завод
Производим ДТ-75, ВТК-90. Предприятие, на котором был разработан и впервые произведен легендарный советский танк Т-34, находится в городе Волгоград. Это ОАО "Тракторная компания "ВГТЗ" (ранее "Волгоградский тракторный завод"). 17 мая 1930 года с конвейера предприятия сошел первый трактор (СТЗ-1), именно эту дату принято считать началом работы тракторного завода. Всего за два года предприятие вышло на проектную мощность. В январе 1970 года на предприятии выпущен миллионный трактор. С 2006 года компания входит в "Концерн "Тракторные заводы", объединяющий практически все тракторные заводы России. Специализация завода сегодня - гусеничные трактора и навесное оборудование к ним. Продукция завода реализуется на рынке России и в странах ближнего зарубежья.
ПОСМОТРЕТЬ КАТАЛОГ ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ
Как сообщается на сайте Волгоградского тракторного завода, Агромаш-90ТГ - основная модель тракторов, выпускаемых сегодня заводом. Этот гусеничный трактор мощностью 94 л.с. имеет большое количество комплектаций и модификаций, включая комплектацию бульдозерным оборудованием. Новый инвестор проводит целенаправленную модернизацию производства. Сегодня трактора производства Волгоградской тракторной компании (ранее "Волгоградский тракторный завод") успешно конкурируют с иностранными моделями.
Многие бывают рядом с территорией завода (в ТРК "Диамант"), но только с "глянцевой" стороны этого знаменитого на всю страну предприятии и никогда никто не мог подумать, что там большая разруха.
Стоит вспомнить историю становления, расцвета и гибели СТЗ/ВгТЗ.
Решение о строительстве в Сталинграде первого в стране тракторного завода было принято в 1926 году Высшим Советом народного хозяйства СССР, и уже через 3 года в июне 1930 года — с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 с двигателем мощностью 30 л.с. Наш первый трактор, как и многие другие машины тех лет, был копией американского трактора компании Mc Cormic, приобретенного в США. Кстати, эта компания успешно функционирует и в наши дни в США.
Уже тогда с конвейера сходило по 144 трактора в сутки.
В июле 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже АСХТЗ-НАТИ был отмечен высшей наградой — «Гран-При».
К июлю 1940 года на СТЗ было выпущено уже 233000 тракторов (в том числе 25 тысяч гусеничных). Более половины тракторного парка страны сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.
С началом Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-72, а также танковых двигателей (и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт).
Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва войск вермахта к Сталинграду в августе 1942 года, причем попытка захвата города «сходу» ударом вдоль реки с севера, была отбита с участием бригады рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода.
25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлен переход на выпуск трактора ДТ-54 оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л.с.
В послевоенное время эти трактора с успехом использовались как в жаркой Африке, так и в условиях жуткого холода в Антарктиде. 30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции, завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75.
Это самый массовый трактор, вышедший из стен ВгТЗ.
В 1961 году Сталинградский тракторный завод был переименован в Волгоградский тракторный завод.
В 1964 был демонтирован старый большой конвейер и вступил в строй новый сборочный цех с двумя конвейерами: один для сборки основных тракторов, другой — для модификации болотоходной, крутосклонной, промышленной, а также тракторов переходных и новых моделей. Реконструкция завода в основном закончена в 1968. В январе 1970г. уже был выпущен миллионный трактор.
В 1992 году состоялась приватизация Волгоградского тракторного завода посредством акционирования.
C 1994 года Волгоградский тракторный завод освоил серийное производство нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л.с.
Вот перечень образцов сельскохозяйственной техники, вышедшей из стен легендарного тракторного завода:
СТЗ-1 (лицензионная копия трактора Mc Cormic Deering 10/20), СТЗ-3, ДТ-54, ДТ-75, ДТ-175, тракторы серии ВТ, Агромаш 90ТГ, Агромаш 315ТГ и их многочисленные модификации.
В 2002 году ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ) было разделено на 4 отдельных компании: ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ», ОАО «Российские машиностроительные компоненты», ОАО «Территория промышленного развития», ОАО «Волгоградский трактор», которые составили группу компаний «Волгоградский тракторный завод». Начался передел производств.
Всего из стен СТЗ/ВгТЗ вышло не менее 2 млн. образцов сельскохозяйственной техники.
В стенах СТЗ/ВГТЗ существовало и «закрытое» производство, которое было выделено в отдельное предприятие производства боевой техники ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», которая не входила в группу компаний «Волгоградский тракторный завод». Основными видами образцов военной техники, в последнее время в основном для Сухопутных войск и ВДВ, являлись следующие изделия:
Т-26
Т-34
СТЗ-5-НАТИ «Сталинец»
Плавающий танк ПТ-76 (выпускался с 1951 по 1967 год)
БТР-50 (В серии в 1952—1972г.г.).
БМД-1 (1968- по 1987 годы)
БМД-2 (с 1985г по 2000г.г.)
БМД-3 (с 1985 по 1997)
БМД-4 (с 2015 г по н.в.)
БТР-Д (с 1974г. по 1985г)
Но в 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом. Правопреемником завода стала Тракторная компания «ВгТЗ».
Вот так обидно и бесславно закончилась трудовая летопись легендарного Сталинградского тракторного завода, впрочем также как московских АМО /ЗИЛ, МЗМА /АЗЛК /АО "Москвич" и многих других гигантов советской индустрии, которые помогли нашей стране подняться в годы коллективизации и индустриализации в 20-40-е годы, выстоять в Великой Отечесвенной войне 1941-1945г.г., пережить послевоенную разруху, построить развитое социалистическое общество.
Вот взгляд на сложившуюся обстановку на ВГТЗ представителя пресс-службы концерна «Тракторный завод», которому принадлежит «ВГТЗ».
На вопрос корреспондента: "Почему на территории завода столько разрушенных зданий?" последовал ответ представителя пресс-службы:
"Если речь идет о неиспользуемых производственных площадях, так называемом, Прибрежном корпусе, так он уже давно не эксплуатируется и не задействован еще с 90-х годов. Кроме того, с появлением нового собственника часть производства «ужали» в размерах. Это было сделано для «повышения эффективности производства и сокращения текущих расходов», как сказано в официальном релизе. Поэтому сегодня все производство сконцентрировано на небольшой территории. Здесь осуществляется механическая обработка деталей и сборка готовых изделий, в том числе и в рамках выполнения гособоронзаказа. А вот корпуса боевых машин десанта сейчас производят в цехах на арендуемых площадях у Судоверфи в Красноармейском районе Волгограда. Именно там налаживается серийный выпуск БМД-4М."
А вот интервью, взятое у бывшего работника ВгТЗ:
"Я работал немного на главном конвейере. До 100 тракторов в смену он выдавал при 3-сменке. Плюс экспортный конвейер по 25 тракторов давал при 2-сменке. Плюс, примерно 60 машин БМД для ВДВ в месяц. Сейчас производство БМД передано Кургану. Если что-то и делается на ВГТЗ, то временно, до полного переноса в Курган. И производственная программа, раз в 10-50 меньше советской."
Вот еще несколько фотографий для сравнения:
И вот фото 2016 года:
Существенных отличий в этих фото нет. Завод площадью нескольких квадратных километров разрушен в мирное время без единого выстрела и взрыва! Единственное, что от него осталось в первозданном виде — так это знаменитая внешняя колонада с проходной и здания заводоуправления, спроектированные и построенные под руководством знаменитого американского архитектора Альберта Кана, а также торгово-развлекательный комплекс "Диамант", расположившившийся там же.
Как выглядит территория завода сверху, можно ознакомиться в этом видео. Видео 2016 г.
В 2018 году было принято решение, что остатки Волгоградского тракторного завода (осталось только военное производство), перейдет в управление госкорпорации «Ростех». Глава области подчеркнул, что регион заинтересован в развитии и стабильной работе тракторного завода.
На странице частично использован материал из Википедии